Кредитование продавцов маркетплейсов демонстрирует феноменальный рост

По данным аналитиков многочисленные продавцы маркетплейсов все более активно пользуются услугами банковского кредитования. На сегодня данный рынок уже оценивается в 10 миллиардов рублей, а в течение ближайших двух-трех лет должен вырасти еще в 10 раз.
Несмотря на открывающиеся перспективы, банки пока неохотно идут на сотрудничество с данной категорией заемщиков. Причины этого кроются в небольших размерах большинства продавцов, причем чаще всего это новички в бизнесе, еще не обладающие какой-либо кредитной историей. Все они рассматриваются банками в качестве потенциальных заемщиков с высокими рисками невозврата средств.
В результате основную активность в сегменте демонстрируют небольшие по размерам банки, для которых малый бизнес является одной из основ клиентской базы. Сегодня в сегменте онлайн-торговли в России работает около 100 тысяч компаний, а в 2023-м году их число должно вырасти сразу в 3-4 раза.
На сегодня продавцов маркетплейсов в отдельную категорию клиентов выделяет всего несколько кредиторов, среди которых Тинькофф Банк, банк «Точка», специализированное подразделение банка «Открытие» и компания «Факторинг Плюс», входящая с состав финансовой группы QIWI. Некоторые продавцы при кредитовании пользуются стандартными потребительскими кредитами, получая их, на условиях физических лиц или обращаются в микрофинансовые организации.
В свою очередь размер займов для селлеров относительно невелик, и в среднем составляет для России 2,5 миллиона рублей. Объясняется это неготовностью кредиторов выдавать значительные суммы клиентам с высокими рисками невозврата.
В этих условиях кредиторами для своих клиентов стали выступать маркетплейсы, например, Ozon запустил проект Ozon.Invest, позволяющий получать займы по ставке от 9,5%. Залогом выступают товары продавца, размещенные на складах маркетплейса, а максимальный размер кредита может достигать 10 миллионов рублей.