Регулирование споров продавцов и покупателей через Госуслуги

Ассоциация компаний интернет-торговли обратилась в Госдуму с предложением законодательно закрепить требование рассмотрение любых споров, связанных с оказанием услуг в области электронной торговли, через портал Госуслуги.
Представители АКИТ уверены, что использование официальной площадки для проведения досудебных разбирательств несет в себе преимущества, как для потребителей, так и продавцов. При этом регулятор всегда сможет оперативно вмешаться в процесс, если права покупателя были нарушены.
Одной из особенностей использования портала Госуслуги должно стать требования публикации всех имеющихся по делу документов, в результате чего сторонние эксперты получат возможность ознакомиться с материалами для аргументации той или иной позиции.
Сегодня под видом юристов скрывается достаточное число мошенников, рассылающих ритейлерам пустые сообщения, но в дальнейшем доказывающие в суде о своих попытках урегулировать спорную ситуацию.
Использование официальной платформы за счет идентификации личностей и размещаемых документов позволит добиться необходимого уровня прозрачности при рассмотрении спорных ситуаций.
Инициатором подобного законопроекта выступило правительство, направившее его на рассмотрение в Госдуму еще в марте. При этом использовать новую схему планируется только для ситуаций, когда судебное разбирательство является наиболее вероятным вариантом развития событий. На ситуации, для которых взаимодействие отлажено, например, возврат товара клиентом продавцу, открытие спора через Госуслуги признается излишним.
Использовать Госуслуги предлагается добровольно, по желанию клиенту, но продавцу придется отвечать на полученную жалобу в любом случае. В АКИФ считают, что законодательством возможность обращения к досудебному разрешению спорных ситуаций должна предоставляться не только покупателям, но и продавцам.
С предложениями АКИТ согласились и представители других профессиональных объединений, например, производители электроники и компьютерной техники.
Вместе с этим независимые эксперты отмечают, что закрепление обязательного использования портала Госуслуги является нарушением гражданских прав граждан, обладающих возможностью выбирать любой удобный для себя способ разрешения конфликтной ситуации.
Эксперты отмечают, что механизм обращения к Госуслугам должен носить добровольный характер. Возможны ситуации, при которых портал будет недоступен или участник спора недостаточно хорошо владеет функционалом электронной площадки. В свою очередь сторонники обязательного использования портала указывают на несостоятельность подобных мнений, так как рассматриваться в предлагаемом порядке будут только онлайн-покупки, то есть обеспечивается доступ к сети интернет.