Рост спроса на доставку

Более 55 млн – такое количество заказов сделали покупатели на условиях срочной доставки в начале 2021 года. Исследовательское агентство Data Insight поделилось данными о том, какими темпами растет спрос на услуги экспресс-доставки в Российской Федерации.
Суть
В первом квартале 2021 года из онлайн-магазинов покупателям было доставлено около 56 млн заказов день в день. Данная цифра получена без учета доставок еды и покупок в секторе C2C. Такие сведения, позволяют сделать вывод о повышении уровня спроса на срочную доставку в России. Более 50% покупателей активно пользуются данной услугой. Около 10% покупателей пользуются услугой на регулярной основе (делали заказы с доставкой день в день более пяти раз).
Сколько россияне готовы ждать заказы?
Стоит отметить, что срочную доставку трудно вместить в какие-то определенные временные рамки. Нет общепринятого определения. Одни компании считают, что срочной можно считать доставку товара на следующий день после заказа, другие, что день в день. Интересна позиция покупателей.
Опрос, проведенный агентством Data Insight летом 2021 года, позволяет говорить, что лишь 10% покупателей считают срочной доставку на следующий день после заказа. Около 50% при этом отметили, что срочной любая доставка является тогда, когда покупатель получает товар спустя несколько часов после заказа. 13% полагают, что срочные заказы – такие, когда покупатели получают товары спустя полчаса-час после оформления.
Чуть больше 15% опрошенных агентством людей отметили, что в случае, когда дело касается доставки еды, они откажутся от заказа, если он будет доставлен через 2 часа и более. При этом от других товаров они бы не отказались, если бы доставка заняла более двух часов.
Какие товары покупатели желают получать срочно?
Самые популярные категории – это еда, то есть готовые блюда, а также продукты питания. Обычно подобные заказы обусловлены сиюминутными желаниями. Чуть больше трети срочных заказов приходится на готовую еду, четверть – на продукты питания.
С указанными категориями связаны крупные игроки, сталкивающиеся с необходимостью срочной доставки. Это, к примеру, Delivery Club и Яндекс.Лавка. В последнее время повышается уровень спроса и на срочную доставку лекарственных средств, бытовой техники, предметов первой необходимости.
Востребованность экспресс-доставки как показатель может варьироваться в зависимости от той или иной категории, от ее особенностей. На срочную доставку могут рассчитывать покупатели продуктов питания и цветов. У более чем 80% цветочных магазинов и у более чем 60% продовольственных точек есть собственные службы доставки. Услугу срочной доставки предлагает клиентам 95% магазинов цветов и продуктов. Объяснить это можно конкуренцией, потому как продовольственных магазинов и магазинов цветов слишком много на рынке.
Стоимость срочной доставки
Средняя стоимость срочной доставки в России – примерно 300 рублей. При этом стоимость может варьироваться в зависимости от категории товаров и регионов. Один бизнес может предложить клиенту услугу за 99 рублей, другой – за 2 тысячи.
Дешевле всего для россиян доставка еды. Средняя стоимость – 149 рублей. Доставка крупногабаритных товаров обычно стоит 500-600 рублей, автозапчасти – за 500.
Почему срочная доставка востребована?
Причин несколько. Самые распространенные:
- Нестандартная ситуация. К примеру, когда в гости решил зайти знакомый (доставка еды), когда нет возможности покинуть дом или что-то сломалось (доставка лекарств и техники). Так описывает ситуацию почти треть опрошенных Data Insight.
- Желание как можно скорее перекусить или полноценно поесть (чуть больше четвертой части опрошенных).
Но не все люди и не всегда готовы пользоваться срочной доставкой. Причины:
- слишком дорого (28%);
- сомнения в реальной срочности доставки (24%);
- недоверие к обещаниям продавцов (26%).
Некоторые опрошенные также указывали на невозможность выбрать точное время доставки. Отсюда вытекает объяснение тому, что в логистике возник новый тренд. Это услуга доставки к выбранному покупателями времени. И здесь не всегда речь идет о срочности – доставка к выбранному времени скорее о точности, чем об оперативности. 14% опрошенных считают, что скорость доставки не имеет значения тогда, когда можно выбрать время.
Важно понимать, что срочная доставка основана на моделях работы, отличающихся от обычной логистики. Сегодня на отечественном рынке срочная доставка часто организуется посредством хранения товаров на промежуточных складах, а также посредством курьерских служб.