Санкт-Петербург +7 (812) 200-86-68
Москва +7 (495) 131-86-68
Заказать звонок Обратная связь

Принципы взаимодействия участников цифровых рынков

Фоновое изображение Питера

В России представителям Антимонопольной службы совместно с крупнейшими в стране маркетплейсами и представителями IT-индустрии удалось прийти к соглашению о формировании в стране цифрового рынка без дискриминации. Для этого стороны подписали многосторонний документ «Принципы взаимодействия участников цифровых рынков».

Подписавшие соглашение участники приняли на себя обязательство не чинить препятствий распространению информации относительно ранжирования результатов поисковых запросов. Причем речь идет не только о крупнейшей в Рунете поисковой системе «Яндекс», но и сервисах поиска, предусмотренных непосредственно на сайтах торговых площадок.

Кроме того, пользовательские соглашения будут лишены формулировок, допускающих неоднозначность трактовки действий, связанных с блокировкой пользовательских аккаунтов и их удаления без предварительного информирования владельцев.

Принятые Принципы затрагивают не только интересы предпринимателей, обеспечивая им равные условия конкурентной борьбы, но призваны обеспечить соблюдение законных прав покупателей. Их разработкой занимались представители ФАС, находясь в тесном взаимодействии с представителями профессионального сообщества.

Наиболее заметным в принятых правилах является переход на принципы саморегулирования. В условиях динамичного развития рынка и постоянно происходящих изменений, подобная модель является наиболее эффективной и жизнеспособной.

Принятие федеральных законов в большинстве случаев будет отставать от потребностей цифрового рынка, в то время как саморегулирование предоставляет необходимую гибкость и мобильность. Кроме того, обновлять планируется и сами Принципы, для чего создается экспертный совет.

Инициатива положительно воспринята всеми без исключения участниками цифровой экосистемы. Они отмечают, что принятие меморандума подобного масштаба является уникальным явлением не только в российской, но и в мировой практике.

Вместе с этим ФАС указывают на сохранение норм антимонопольного законодательства, существующих для поддержания свободы конкуренции на российском рынке. Например, совсем недавно в рамках дела о «колдунщиках» компания «Яндекс» была вынуждена пойти на мировое соглашение с платформами Wildberries, Avito и рядом других после их коллективного обращения в ФАС. Кроме того, одна из крупнейших российских IT-компаний отчиталась об исполнении всех предписаний антимонопольной службы.